Бензопила — очень распространенный инструмент в садоводстве, лесной промышленности, фермерстве и так далее. По сути, бензопила — это ручная пила с шиной, цепью и двигателем внутреннего сгорания, который приводит в действие весь механизм. На сегодняшний день, наверное, каждый знает, как выглядит и для чего используется этот помощник. А как же выглядела первая в мире бензопила, кто изобрел первую цепную пилу и как этот инструмент эволюционировал — далеко не все. Поєтому предлагаем небольшой экскурс в историю цепных пил.
Сегодня очень многие компании-производители претендуют на первенство в создании бензопилы, в доказательство приводятся первые модели цепных пил, которые были изготовлены еще в 1920-х годах. Однако если копнуть глубже, то оказывается, что прародительницу современной бензопилы изобрел немецкий дантист-протезист Бернард Хайн.
Случилось это еще в далеком 1830 году. Изобретение Хайна — хирургический инструмент, который использовался для разрезания кости. Принцип работы этого инструмента заключался в следующем: скрепленные между собой звенья с режущими зубьями (расположены под углом) образовывали цепь, она в свою очередь приводилась в движение с помощью ручки-звездочки, что крутила цепь по шине. Однако применить это изобретение смогли только спустя сто лет. В начале ХХ века были созданы цепные пилорамы, которые приводились в движение вручную. Такие махины были довольно громоздкими и неуклюжими. Все цепные пилы того периода были неуклюжими и весьма габаритными, требовали задействования как минимум двух операторов для управления машиной.
В 1926 году инженер-механик из Германии Андреас Штиль разработал и запатентовал первую в мире ручную цепную пилу с электрическим мотором. Спустя один год, в 1927, еще один немец Емиль Лерп представил свою разработку — цепную пилу Dolmar А — первую в мире пилу с бензиновым двигателем. В свою очередь, Андреас Штиль продолжал свои разработки и уже в 1929 году создал цепную пилу с бензодвигателем собственного производства.
Бензиновый двигатель внутреннего сгорания обеспечил автономность и мобильность инструмента, однако размер инструмента все равно был довольно крупным, вес машин составлял примерно 50 кг, а то и более.
Уже в 1935 году стартовало производство цепных пил Dolmar с электрическим двигателем, которые могли управляться одним человеком. Бензиновый аналог такого инструмента появился только 17 лет спустя – в 1952 году – пила Dolmar CP. А в 1957 году эта же пила получила революционное техническое решение, которое, кстати, используется и по сей день. Это был мембранный карбюратор, который позволил эксплуатировать пилу и горизонтальном положении, и в вертикальном.
В 1958 году братья Ханс и Хайнц Эммерих (основатели компании Solo) установили на цепную пилу двигатель от мотоопрыскивателя собственного производства. Это позволило существенно уменьшить вес цепной пилы, ведь братья Эммерик славились своими разработками компактных и легких бензиновых двигателей.
1959 год стал довольно знаменательным в истории бензопил, ведь компания Андреаса Штиля Stihl разработала бензопилу без редуктора. В этом же году на рынке появляется сильный конкурент — компания Husqvarna — старейший европейский производитель. Уже в 1962 году Husqvarna начинает разработку супер легкой бензопилы Husqvarna 70, вес которой составил всего лишь 5,5 кг. А в 1969 году шведская корпорация представила еще одну инновационную разработку – пилу Husqvarna 180. Эта модель отличалась тем, что была построена по принципу двух масс и была оснащена интегрированной системой вибрации.
В свою очередь, 1960-е годы стали переломным моментом — пальму первенства в производстве бензопил переняли компании Stihl и Husqvarna, сменив Solo и Dolmar. Стоит отметить, что и на сегодняшний день Stihl и Husqvarna являются основными производителями цепных пил и определяют все модные тенденции для бензопил.
Конкурентная борьба этих двух гигантов способствовала активному развитию технологий, разработки инновационных решений и бурному развитию направления бензиновых цепных пил, как, впрочем, и другой садовой техники.
Современная бензопила выглядит вот так: